Маркетинговые исследования библиотеки вуза Украины

Маркетинг » Маркетинговые исследования библиотеки вуза Украины

Страница 2

Исходя из этого, под современной концепцией библиотечных маркетинговых исследований мы понимаем необходимость использования маркетинга в библиотеках, как системы, позволяющей работать эффективно в современной социокультурной ситуации. Концепция библиотечных маркетинговых исследований определяет общие цели, задачи и функции библиотеки, ее приоритеты и направления работы, исходя из существующей ситуации. Концепция - это своеобразное определение миссии библиотеки. Маркетинговая концепция отличается от обычной тем, что она разрабатывается опираясь на теорию маркетинга и рыночные условия, учитывает запросы, интересы и приоритеты пользователей. Свой путь библиотека должна искать между желаниями, ожиданиями пользователей и собственной культурной миссией. Все это и определяется в концепции маркетинговой деятельности.

Основные этапы работы над маркетинговой концепцией:

- определение исходных условий;

- определение миссии, задач, целей и основных функций;

- анализ внутренней ситуации (сильных и слабых сторон);

- анализ окружения, конкурентов, партнеров;

- определение целевых групп, их запросов (сегментация рынка);

- разработка номенклатуры услуг с ориентацией на пользователя;

- экономический анализ, ценообразование, анализ источников дополнительного финансирования;

- проведение рекламных кампаний, мероприятий "паблик рилейшнз";

- определение методики оценки и контроля маркетинговой деятельности.

- структурные изменения в библиотеке.

Работа над концепцией проводится путем ориентации на пользователя конкретной библиотеки. Разработка маркетинговой концепции требует объединения усилий ведущих специалистов библиотеки, социологов. Выработка концепции объединяет коллектив, так как вместе решаются глобальные проблемы - важность и необходимость существования библиотеки. Если концепция выработана коллективно и ею прониклись все работники, значит вероятность ее успешной реализации повышается.

Составной частью маркетинговой концепции, определяющей основные направления развития библиотеки, является разработка маркетинговой стратегии и маркетинговой тактики, позволяющих детализировать отдельные этапы маркетинга и корректировать их. Стратегический план более конкретный по сравнению с концепцией. Тактический план предусматривает детальное описание всех работ, необходимых для эффективной реализации заданной маркетинговой стратегии. Он детализирует, как будет выполняться стратегия по каждой услуге или направлению работы в конкретный кратковременный период с оценкой ситуации и постоянной корректировкой задач.

Маркетинговый подход характеризуется тем, что главным в деятельности библиотек является спрос читателей (реальных и потенциальных) на разные виды библиотечно-библиографических услуг и продукции. Таким образом, работа библиотек оценивается не по количеству и ассортименту произведенных, а по количеству востребованных (использованных) читателями услуг и продуктов библиотечно-библиографической работы. Библиотека должна быть готова к систематическому обновлению предоставляемых видов услуг в соответствии с интересами пользователей.

Использование маркетинга должно улучшить обслуживание пользователей благодаря мобильному реагированию на их запросы, которые становятся все более разнообразными. Именно поэтому необходимы изменения в библиотечных технологиях и анализ имеющихся ресурсов.

Выполнение требований относительно ориентации на пользователя предусматривает:

- изучение спроса, то есть выявление его содержания, установление услуг, которым пользователи отдают предпочтение, определение времени, места, условий в которых пользователь желал бы удовлетворить свой спрос на услуги;

- формирование спроса или стимулирование его, развитие при пассивности читателей, эпизодичности использования услуг;

- установление численности и состава групп читателей, которым необходимы библиотечные услуги;

- оценку качества своей деятельности на основании вкусов пользователей и интенсивности спроса;

- регулирование, а в случае необходимости и быстрое изменение номенклатуры и содержания своих услуг.

Перечисленные процессы составляют сущность библиотечных маркетинговых исследований как программно-целевого подхода к решению проблем производства библиотечно-библиографических, информационных и других продуктов и услуг библиотеки.

Страницы: 1 2 3 4

Подобные статьи:

Концепции управления маркетингом.
Управление маркетингом - это анализ, планирование, претворение в жизнь и контроль за проведением мероприятий, рассчитанных на установление, укрепление и поддержание выгодных обменов с целевыми покупателями ради достижения целей организации. Управление маркетингом может осущест ...

Оценка состояния потенциала строительного комплекса и его возможностей осуществления структурной перестройки.
Тенденции изменения ситуации в строительном комплексе в среднесрочной перспективе будут продолжать формироваться под влиянием общего долговременного спада общественного производства, сложившегося в течение предшествующего периода, и его последствий. В последние два года, как и ...

Место оптовых предприятий в системе товародвижения и сбыта.
Под оптовой торговлей понимается любая деятельность по продаже товаров или услуг для их дальнейшей перепродажи или производственного использования. Функции оптовой торговли: 1. Сбор и обработка информации о спросе. 2. Закупка и формирование товарного ассортимента. 3. Отбор, сор ...