Современная экономика характерна взаимодействием трех основных ее субъектов: производителя, потребителя и государства. >>>
Маркетинговые исследования библиотеки вуза Украины
Исходя из этого, под современной концепцией библиотечных маркетинговых исследований мы понимаем необходимость использования маркетинга в библиотеках, как системы, позволяющей работать эффективно в современной социокультурной ситуации. Концепция библиотечных маркетинговых исследований определяет общие цели, задачи и функции библиотеки, ее приоритеты и направления работы, исходя из существующей ситуации. Концепция - это своеобразное определение миссии библиотеки. Маркетинговая концепция отличается от обычной тем, что она разрабатывается опираясь на теорию маркетинга и рыночные условия, учитывает запросы, интересы и приоритеты пользователей. Свой путь библиотека должна искать между желаниями, ожиданиями пользователей и собственной культурной миссией. Все это и определяется в концепции маркетинговой деятельности.
Основные этапы работы над маркетинговой концепцией:
- определение исходных условий;
- определение миссии, задач, целей и основных функций;
- анализ внутренней ситуации (сильных и слабых сторон);
- анализ окружения, конкурентов, партнеров;
- определение целевых групп, их запросов (сегментация рынка);
- разработка номенклатуры услуг с ориентацией на пользователя;
- экономический анализ, ценообразование, анализ источников дополнительного финансирования;
- проведение рекламных кампаний, мероприятий "паблик рилейшнз";
- определение методики оценки и контроля маркетинговой деятельности.
- структурные изменения в библиотеке.
Работа над концепцией проводится путем ориентации на пользователя конкретной библиотеки. Разработка маркетинговой концепции требует объединения усилий ведущих специалистов библиотеки, социологов. Выработка концепции объединяет коллектив, так как вместе решаются глобальные проблемы - важность и необходимость существования библиотеки. Если концепция выработана коллективно и ею прониклись все работники, значит вероятность ее успешной реализации повышается.
Составной частью маркетинговой концепции, определяющей основные направления развития библиотеки, является разработка маркетинговой стратегии и маркетинговой тактики, позволяющих детализировать отдельные этапы маркетинга и корректировать их. Стратегический план более конкретный по сравнению с концепцией. Тактический план предусматривает детальное описание всех работ, необходимых для эффективной реализации заданной маркетинговой стратегии. Он детализирует, как будет выполняться стратегия по каждой услуге или направлению работы в конкретный кратковременный период с оценкой ситуации и постоянной корректировкой задач.
Маркетинговый подход характеризуется тем, что главным в деятельности библиотек является спрос читателей (реальных и потенциальных) на разные виды библиотечно-библиографических услуг и продукции. Таким образом, работа библиотек оценивается не по количеству и ассортименту произведенных, а по количеству востребованных (использованных) читателями услуг и продуктов библиотечно-библиографической работы. Библиотека должна быть готова к систематическому обновлению предоставляемых видов услуг в соответствии с интересами пользователей.
Использование маркетинга должно улучшить обслуживание пользователей благодаря мобильному реагированию на их запросы, которые становятся все более разнообразными. Именно поэтому необходимы изменения в библиотечных технологиях и анализ имеющихся ресурсов.
Выполнение требований относительно ориентации на пользователя предусматривает:
- изучение спроса, то есть выявление его содержания, установление услуг, которым пользователи отдают предпочтение, определение времени, места, условий в которых пользователь желал бы удовлетворить свой спрос на услуги;
- формирование спроса или стимулирование его, развитие при пассивности читателей, эпизодичности использования услуг;
- установление численности и состава групп читателей, которым необходимы библиотечные услуги;
- оценку качества своей деятельности на основании вкусов пользователей и интенсивности спроса;
- регулирование, а в случае необходимости и быстрое изменение номенклатуры и содержания своих услуг.
Перечисленные процессы составляют сущность библиотечных маркетинговых исследований как программно-целевого подхода к решению проблем производства библиотечно-библиографических, информационных и других продуктов и услуг библиотеки.
Подобные статьи:
Финансовый план
1. Планируемый объем производства
При планировании объема выпуска на 2001г. необходимо учитывать следующее:
- потенциальную емкость рынка ( по данным газеты «Бизнес» фирмы- производители с производственной мощностью около 50 п.м./мес.(именно такую мощность будет иметь наш це ...
Исследование рынка
Исследование рынка - это процесс, содержащий в основе ана-литические процедуры, систематизации информации и включают сле-дующие шаги:
1. Выявление и характеристика проблемы объема рынка.
2. Разработка плана исследования.
3. Систематический сбор, обработка и анализ данных.
...
Сегментирование по методу "a priory"
При выборе количества сегментов, на которое должен быть разбит рынок, обычно руководствуются целевой функцией - определение наиболее перспективного сегмента. Очевидно, излишним при формировании выборки является включение в нее сегментов, чей покупательский потенциал достаточно ...