Маркетинговые исследования библиотеки вуза Украины

Маркетинг » Маркетинговые исследования библиотеки вуза Украины

Страница 3

Первым и важным элементом маркетинга является проведение маркетингового исследования, которое помогает библиотеке сориентироваться в необходимости решения вопросов, стоящих перед нею в соответствии с потребностями пользователей. Библиотекари привыкли к тому, что они сами решают, какие услуги предоставлять читателю. Маркетинговые исследования позволяют изучить услуги, предпочитаемые читателями. Библиотеку, которая игнорирует проведение маркетинговых исследований, можно считать такой, которая вообще не занимается маркетингом, так как исследование – это стержень, основа, оно позволяет изучить существующую ситуацию и действовать в соответствии с ней.

Для функционирования библиотеки в условиях маркетинга, она должна иметь адекватную информацию. Сбор, отражение и анализ данных о проблемах, связанных с маркетингом библиотечных услуг, и есть маркетинговое исследование. Это комплексное понятие, включающее все виды исследовательской деятельности, связанной с руководством маркетинга. Главное в этом - системный подход и соблюдение принципов объективности, точности. Чтобы маркетинговые исследования в библиотеке были эффективными, необходимо исходить из того, что, во-первых, они должны носить систематический, а не случайный характер; во-вторых, это не одноразовое мероприятие, оно включает совокупность действий и процессов, сбор данных, запись и анализ; в третьих, данные могут поступать из разных источников; в четвертых, они могут быть использованы для любой стороны маркетинга, требующей информации с целью принятия решения. В зависимости от цели исследования выбирается его методика, инструментарий. Технология проведения маркетингового исследования идентична обычному исследованию.

Следующим этапом внедрения маркетинга является прогнозирование оптимальной номенклатуры услуг библиотеки.

До настоящего времени в библиотечной теории нет единого мнения относительно понятий "библиотечная услуга", "библиотечная продукция", а ведется дискуссия относительно этих понятий. Услуга, как правило, продукт реализации библиотекой различных функций, которые получили соответствующее ресурсное обеспечение. Обобщая существующие подходы к понятию "библиотечная услуга", дадим такое определение - это совокупный конечный продукт библиотечной деятельности, удовлетворяющей определенные потребности общества в целом и отдельных пользователей. Маркетинговый подход, ориентированный на пользователя, предусматривает всестороннее изучение "ниши рынка" - мониторинг реальных и потенциальных пользователей, возможных услуг библиотеки путем использования различных форм и методов с целью определения востребованной номенклатуры услуг библиотеки. Чтобы изучить "нишу рынка", проводят сегментацию рынка, то есть его разбивают на четкие группы реальных (заинтересованных в услуге) и потенциальных пользователей, то есть сегменты - целевые группы с общими запросами и потребностями для осуществления дифференцированного подхода к ним. Ни одна библиотека не будет иметь успеха, если она уверена, что все пользователи в равной степени заинтересованы в ее услугах. Процесс определения пропорции тех, кто заинтересован в библиотечных услугах, и тех, кто нет, называется сегментацией рынка. С ее помощью библиотека может ответить на вопрос: кто является клиентами библиотеки, в какой мере они похожи, в какой мере их потребности и требования различаются, какие группы среди клиентов являются наиболее активными, какие наоборот. Сегментация традиционно осуществляется на основе демографических характеристик (возраст, профессия, уровень образования, вероисповедание, национальность); психографичных признаков (привлечение групп "риска" – безработных, людей за решеткой); географических признаков (местонахождение библиотеки).

Сегментация позволяет изучить мотивацию пользования библиотекой в целом и отдельными услугами, а именно: мотивы и преимущества библиотеки или отдельных ее услуг; отношение пользователя к библиотеке, ее услугам (пользуется только этой библиотекой, старается не пользоваться услугами данной библиотеки, исходя из каких-то причин); степень эмоционального отношения к услуге; реакция пользователя на условия обслуживания; приоритетные услуги, на кого они ориентированы, их целевое назначение; характер услуг; качественные признаки (новизна, комплексность, уникальность и т.п.); ценовые показатели; количественные характеристики (объемы работ).

Страницы: 1 2 3 4

Подобные статьи:

Этапы бизнес - планирования.
Процесс создания бизнес-плана можно представить в виде исполнения ряда последовательных, а местами и параллельных мероприятий. Эти мероприятия условно представить в виде этапов бизнес-планирования. Не существует чётких, нормативно утверждённых этапов создания бизнес-плана. Одна ...

Иерархия потребностей.
Индивидуальные потребности - это сложная многоструктурная система, элементы которой взаимосвязаны и имеют свою иерархию. Иерархии: 1) По признаку мотивации (Маркс): а) физические (пища, жилье, одежда) б) социальные (труд, отдых, религия, охрана здоровья) в) интеллектуальн ...

План стимулирования сбыта .
Когда цели определены, в план маркетинга по каждому товару вклю­чаются меры стимулирования сбыта и рекламные мероприятия. Основной задачей плана стимулирования сбыта является увеличение оборачиваемости товаров на месте их продажи. Его исполнение возла­гается на ответственного ...