Подготовка и планирование маркетингового исследования

Маркетинг » Маркетинговые стратегии малого бизнеса в период перехода к рыночной экономике » Подготовка и планирование маркетингового исследования

Страница 4

Биполярные вопросы предполагают ответы, выстроенные между двумя экстремальными позициями, которые отражают противоположные мнения. Респондент может выбрать только одну из предлагаемых позиций.

Вопросы типа "согласен" - "не согласен" предлагают респонденту утверждения, а потом измеряют степень его согласия или несогласия с ним.

Преимущество вопросов - шкал заключается в использовании статистических методов обработки информации и в легкости получения информации.

5 этап - формулировка вопросов. Этот этап является одним из наиболее важных, т.к. в большой степени от формулировки вопроса зависит полнота и достоверность ответа. Для этого при формулировке вопроса необходимо учитывать следующие моменты:

а) необходимо избегать длинных вопросов, т.к. они часто затрудняют ответ;

б) необходимо стремиться к максимальной точности и конкретности вопроса, для достижения этого полезно ответить на следующие вопросы:

1) Имеет ли слово другое значение?

2) Позволяет ли содержание вопроса точно определить значение слова?

3) Есть ли более простой вариант формулировки?

в) следует избегать вопросов, предполагающих множественный ответ;

г) следует избегать несбалансированных вопросов, т.е. необходимо предоставить возможность респонденту дать как положительный, так и отрицательный ответ;

д) необходимо формулировать вопросы таким образом, чтобы избежать приблизительной оценки каких-либо явлений, событий, действий (для этого вопросы, требующие количественной информации, необходимо задавать относительно небольшого промежутка времени).

6 этап - определение структуры вопросника. Расположение вопросов должно характеризоваться определенной последовательностью. В начале анкеты обычно размещают информацию о целях опроса и дают гарантию анонимности ответов. Затем располагают вопросы по принципу нарастания глубины и специфичности их содержания от начала к концу. С точки зрения последовательности вопросы делятся на 5 групп:

а) вводные вопросы, которые должны быть максимально просты; для этой группы вопросов подходят дихотомные вопросы или вопросы-шкалы, особенно те, которые в большинстве случаев предполагают положительный ответ;

б) квалификационные вопросы, с помощью которых возможно выяснить, обладает ли респондент необходимыми знаниями и информацией для ответа;

в) концентрирующие вопросы - преследуют цель помочь респонденту вспомнить отдельные события, они вовлекают его в исследование и стимулируют интерес к объекту; эти вопросы часто не позволяют собрать большой объем информации, но они концентрируют внимание респондента на объекте;

г) специфические вопросы - центральная часть вопросника, которая предполагает получение максимального объема информации об объекте исследования;

д) классификационные вопросы - эта группа вопросов необходима для выяснения личной информации о респонденте.

Вопросник завершается благодарностью респонденту за участие в опросе.

7 этап - определение физических характеристик вопросника. Часто этот этап выдвигается на первое место по значимости, в частности при опросе, в ходе которого респондент самостоятельно отвечает на вопросы. Респондент, получив в руки анкету, прежде всего обращает внимание на ее внешний вид. Главное требование в этом случае - привлекательность вопросника и легкость его заполнения. Для достижения этой цели необходимо учитывать внешнее оформление анкеты. Недопустима излишняя концентрация вопросов на одной странице, т.к. их большое количество может вызвать нежелание тратить время для ответов на них. Также желательно не использовать сплошную нумерацию вопросов на протяжении всей анкеты, т.к. это может вызвать аналогичных эффект.

Для концентрации внимания респондента можно использовать различные графические обозначения. Также для того, чтобы получить наиболее полный ответ респондента на открытые вопросы необходимо оставлять достаточно места для ответа, т.к. в противном случае, не найдя места для своего мнения, респондент ограничиться несколькими словами, которые не смогут предоставить полной информации для анализа.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Подобные статьи:

Контроль в маркетинге
Вопрос 101. Объекты контроля Вопрос 102. Внутренняя и внешняя ревизия маркетинговой деятельности Вопрос 103. Обратные связи в системе контроля маркетинга Вопрос 104. Ситуационный анализ как инструмент самоанализа и самоконтроля Контроль как одна из функций управления произв ...

Финансовый план
Для осуществления проекта в 1996 году необходимо приобрести и установить оборудования на сумму 1,2 млрд. руб. Принимаем, что оборудование доставляется, устанавливается и налаживается за счет поставщика. Кроме того, необходимо иметь оборотные средства в размере 0,3 млрд. руб. ...

Состояние конкуренции и барьеры рынка.
В рыночной экономике фирмы действуют в условиях конкуренции. Как отмечают маркетологи, изучая потребителей, не следует забывать о конкурентах. Основная задача исследования конкурентов заключается в том, чтобы получить необходимые данные для обеспечения конкурентного преимуще­ ...