Рыночные стратегии фирм

Страница 1

8.1 Концептуальные основы анализа рыночных стратегий фирм

Рыночная стратегия

связана с деятельностью предприятия по поводу достижения им в долгосрочном периоде рыночных преимуществ с точки зрения потребителя и конкурентов. Существует много различных определений рыночной стратегии, большинство из которых подчеркивает, что рыночная стратегия обеспечивает план действий предприятия по достижению рыночных целей с помощью наиболее эффективного использования имеющихся у него маркетинговых ресурсов. Более узко рыночная стратегия определяется как сформулированное заявление, определяющее направление деятельности предприятия при отборе целевых рынков, разработке и практическом воплощении комплекса маркетинга. Стратегическое заявление должно включать ответы на три основных вопроса:

- где конкурировать, то есть определять избранные фирмой рынки;

- на какой основе конкурировать, то есть характеризовать развитие предлагаемых фирмой товаров или услуг;

- когда конкурировать, то есть определять временные рамки выхода на рынок и деятельности по развитию уже существующих рынков.

Рыночная стратегия предприятия призвана характеризовать долгосрочные цели предприятия, обеспечивать координацию рыночной деятельности с другими видами деятельности и, наконец, согласовывать различные виды маркетинговых решений. Необходимо подчеркнуть двойственную роль рыночной стратегии предприятия, которая, с одной стороны, должна быть направлена на определение и удовлетворение нужд потребителя, а с другой стороны, на достижение предприятием конкурентных преимуществ. Рыночные стратегии должны соответствовать условиям внешней среды фирмы (с точки зрения открывающихся возможностей роста и препятствий), а также ее внутренним ресурсам и возможностям [2, с. 144].

Классификации рыночных стратегий очень многочисленны. В последнее время все большее число авторов склоняются к выделению на основе теоретических моделей гибридных стратегий поведения предприятий.

Стратегия маркетинга для конкретной фирмы представляет собой сочетание деятельности по формированию спроса с деятельностью по подавлению конкурирующих фирм. Выбрав для себя на определенный период времени приоритетные цели деятельности, фирма формулирует стратегию в зависимости от конкретной рыночной ситуации. Выбор комбинации стратегий зависит от позиции товара фирмы на рынке, уровня затрат на маркетинг, в том числе и в их распределении по целевым рынкам, а также от комплекса маркетинговых мероприятий для реализации стратегии.

Для анализа используемых фирмами маркетинговых стратегий необходимы, прежде всего, переменные, присущие характеристикам, определяющим данные стратегии. При выборе переменных для определения типов рыночных стратегий мы учитывали необходимость их тесной взаимосвязи с основными характеристиками макросреды, в которой предприятия осуществляют свою деятельность. Именно условия макросреды, в первую очередь, оказывают влияние на выбор стратегии предприятия и обусловливают необходимость ее корректировки в условиях усиливающейся нестабильности. В связи с этим переменные, избираемые для типологизации стратегий, должны отражать существенные составляющие макросреды.

Макросреда рыночной деятельности на Украине в период подготовки исследования отличалась крайней нестабильностью и характеризовалась следующими чертами. Во-первых, крахом системы централизованного планирования и ростом экономической самостоятельности хозяйственных субъектов, свойственной рыночной экономике. Отмирание механизма централизованного принятия решений по поводу продуктовой, ценовой и распределительной политики, с одной стороны, поставило предприятия перед необходимостью самостоятельной разработки стратегических линий поведения на рынке по всем направлениям комплекса маркетинга, а с другой стороны, дало им такую реальную возможность.

Во-вторых, характерной чертой рыночной макросреды выступало разрушение традиционных рынков сбыта и рынков сырья украинских предприятий. Одновременно происходит рост уровня конкуренции, как со стороны зарубежных производителей, доступ которым на внутренний рынок Украины практически открыт, так и со стороны независимых отечественных производителей, увеличивающих свою численность за счет продвижения программы приватизации, а также за счет создания новых предприятий.

Третьей характеристикой макросреды стало быстро идущее социальное расслоение индивидуальных потребителей и дифференциация их по доходам, что обусловило изменение потребительских предпочтений в сторону роста требований к качеству товаров и усиления ценовой чувствительности. Соответственно, проблема позиционирования товаров стала одной из центральных при разработке стратегии предприятия.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Подобные статьи:

Как предприятия реагируют на маркетинговую среду.
Многие предприятия рассматривают маркетинговую среду как "неконтролируемый элемент", к которому они должны приспосабливаться. Они пассивно принимают маркетинговую среду как данность и не пытаются ее изменить. Они просто анализируют ситуацию, в которой вынуждены работа ...

Позицiонування
Пiсля визначення сегменту ринку з яким ми будемо працювати, потрiбно визначити позицiю на ринку нашої фiрми i фiрм-конкурентiв. Для цього вiзьмем чотири найбiльш вживанi послуги, якi буде надавати наша фiрма i разом з позицiями фiрм-конкурентiв покажемо "Каштан" на сх ...

Лицензирование. Определение цены лицензии. Формы платежей.
Лицензия - предоставление прав компетентными юридическими лицами в установленном порядке на определенных условиях. По лицензии предоставляются права на: n ввоз-вывоз товара n использование изобретений, промышленных образцов, товарных знаков, «know-how» n ведение каких-либо ...