Рыночные стратегии фирм

Страница 3

- зрелые, относительно стабильные рынки;

- зрелые, нестабильные рынки;

- убывающие рынки.

Вновь возникающие рынки характеризуются низким уровнем конкуренции, связанным с рыночной новизной товара, и растущим уровнем конкуренции. Уже существующие рынки связаны с быстро растущим спросом и постепенным усилением конкуренции. Зрелые рынки поначалу характеризуются относительной стабильностью уровня спроса, связанной с положительным восприятием товара массовым потребителем, а затем, в связи с растущей товарной имитацией и появлением альтернативных новинок конкурентов, они вступают в период турбулентности и крайней нестабильности спроса. Падающий спрос характеризует убывающие рынки. Целесообразно предполагать, что убывающим рынкам будут в наибольшей степени соответствовать оборонительные стратегии, а растущим рынкам – наступательные стратегии. В то же время на зрелых и вновь возникающих рынках можно столкнуться как с агрессивными наступательными стратегиями, так и с оборонной [2, с. 157].

Исследуемый рынок относится к зрелым рынкам, однако стабильным его назвать нельзя. За последние годы состав и численность предприятий, работающих на нем, постоянно претерпевает изменения. Наряду с предприятиями, существующими в течение достаточно длительного периода на данном рынке (такими, как, например, прошедшее реструктуризацию предприятие, издающее газету «Время», ранее называвшуюся «Красное знамя», известную на рынке с 1938 года), каждый год, начиная с 1993, появляются все новые и новые издания. Продукцию этих вновь создающихся предприятий можно относить к альтернативным новинкам конкурентов, так как практически все издания обладают схожими характеристиками внутреннего содержания. Практически каждая газета (за исключением некоторых изданий, печатающих исключительно рекламные объявления) содержит в какой-то мере информацию о новостях политической, культурной жизни города, страны и мира, анонсы предстоящих событий, страничку для отдыха с анекдотами и кроссвордами, а также программу телепередач.

Количество предприятий, предлагающих покупателям идентичную продукцию, постоянно растет. Из участвующих в данном исследовании предприятий 30% созданы в 1996 году, 20% - в 1997, 15% - в течение десяти месяцев 1998 года. При этом необходимо отметить, что также, параллельно с возникновением новых предприятий, наблюдалось исчезновение с рынка части изданий. Постоянное изменение численности предприятий и, следовательно, количества и качества предлагаемой ими продукции и обуславливает нестабильность изучаемого рынка.

Другой важной переменной типа обслуживаемых рынков выступает природа потребительских нужд с точки зрения их дифференциации. Это важная переменная, которая отражает характерную черту украинского рынка – усиливающуюся дифференциацию нужд потребителей вследствие роста потребностей, с одной стороны, и доступности разнообразных продуктов, позволяющих их удовлетворение, поступающих из ближнего и дальнего зарубежья, с другой стороны.

С точки зрения дифференциации потребительских нужд можно выделить три типа рынков:

- рынки с множеством потребителей, каждый из которых желает специфический продукт;

- рынки с несколькими определенными сегментами, каждый из которых требует специфический продукт;

- рынки, где все потребители, в основном, желают одинаковый продукт.

Рынок периодических изданий Харькова, пожалуй, можно охарактеризовать как рынок с несколькими потребительскими сегментами, каждый из которых требует специфический продукт. Можно выделить следующие возможные сегменты:

- информационные издания (в основном, присутствует информация политического, общего характера, доля рекламы небольшая);

- информационно-рекламные издания (содержат в основном рекламные объявления или строчечную рекламу, сформированную по группам товаров);

- информационно-развлекательные издания (содержат в приблизительно равной степени информацию общего характера, рекламу и конкурсы);

- узкоспециализированные издания (содержат, в основном, информацию о проблемах определенной направленности, например, компьютерные, медицинские издания).

Предприятию, собирающемуся начать свою деятельность на данном рынке, необходимо знать не только о существующих сегментах, но и о количестве предприятий, действующих в каждом сегменте. Большинство исследуемых фирм относятся в первым трем сегментам. Деятельность в четвертом сегменте более сложна, так как требует глубоких предварительных исследований о требуемой информации в какой-либо области, а также о потенциальных потребителях, их количестве и желаниях. Этот сегмент рынка менее развит. В исследуемой выборке предприятий можно отметить лишь одно предприятие, выпускающее газету медицинской направленности («Мое здоровье») и одно, предлагающее информацию о событиях и новинках в компьютерном мире («Мой компьютер»). Причем газета «Мой компьютер» появилась на рынке лишь в октябре 1998 года, освоив практически пустовавшую нишу данного сегмента рынка.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Подобные статьи:

Анализ коньюктуры отрасли
Развитие отрасли в предыдущие годы В 80-е и начале 90-х годов пивоваренная промышленность в России и СССР была достаточно развита. Удельная доля российского пивоварения составляла половину общесоюзной, а его объем был около 330 млн. дал (декалитров). В результате антиалкогольно ...

Предварительный план маркетинга.
3.1. Стратегия выхода на рынок. Последние исследования мебельной промышленности показывают, что средний показатель темпов роста спроса на мебель в 2004 г. для стран Запада невелик – около 1-3%. Более высокий спрос на мебель, в соответствии с данными исследованиями, смогут про ...

Структура и содержание бизнес-планов.
Структура и содержание бизнес-плана строго не регламентированы. Он может иметь 5,7,12,17 и другое число разделов, так как ориентирован на достижение успеха главным образом в финансово – экономической деятельности. И хотя бизнес-план может содержать различное количество разделов ...