Рыночные стратегии фирм

Страница 5

Экономический кризис, ворвавшийся в нашу экономику в августе, сказался на стратегических приоритетах, отмеченных респондентами - представителями исследуемых предприятий. Почти половина предприятий – 45% - отметили, что сегодня , предлагая свою продукцию по конкретной цене, они преследуют цель выжить на рынке, несмотря на отсутствие прибыли. Однако 55% предприятий и сегодня стремятся завоевать лидирующие позиции на рынке. 25% опрошенных фирм сформулировали свои приоритеты в деятельности как завоевание лидерства по показателям доли рынка, а 30% - по показателям качества товара.

Таким образом, из данного анализа видно, что все фирмы планируют свою деятельность на рынке на допустимо длительный срок, тем самым не стремясь к получению высоких прибылей в ближайшее время. Также необходимо отметить, что на выбор стратегических приоритетов огромное влияние оказал имеющий место экономический кризис. Многие респонденты, производя выбор варианта целей фирмы из предложенного перечня, обращали внимание на перемены, произошедшие в приоритетах их деятельности за последнее время.

Стратегические приоритеты предприятия являются важной переменной, поскольку, помимо всего прочего, они ярко отражают субъективные ожидания менеджеров по поводу предстоящей динамики макросреды, которые достаточно сильно влияют на постановку стратегических задач. Следует отметить, что в научной литературе обычно для анализа приоритетов деятельности предприятий используется пятилетний период. Однако, принимая во внимание высокую скорость изменений макросреды в условиях современной Украины, мы сочли целесообразным сократить этот интервал до двух лет для большей сопоставимости результатов. После проведения опроса выявилось, что для многих предприятий достаточно сложно спрогнозировать свое ближайшее будущее. Из-за нестабильности экономической ситуации отмеченные респондентами приоритеты могут претерпеть существенные изменения, возможно даже на диагонально противоположные, в течение ближайшего времени. По этой причине сложно определить долгосрочные стратегические планы предприятий.

Переменная роли маркетинга в процессе стратегического планирования на предприятии отражает соответствие стратегического плана реальным условиям рынка и возможностям предприятия, а значит и вероятность его успешности. Данная переменная также отражает то, насколько маркетинг участвует в определении долгосрочных целей предприятия, а это, в свою очередь во многом зависит от степени внедрения маркетинга на предприятии. Роль маркетинга в стратегическом планировании в данном исследовании измеряется на основе пятибалльной шкалы Ликерта, с помощью которой респондент в определенной степени соглашается с утверждением, что разработка стратегических планов как функция маркетинга присутствует в деятельности его предприятия.

Практически все предприятия исследуемого рынка (95%) отметили важность разработки стратегических планов как функции маркетинга в своей деятельности. И лишь 5% выборки заняли нейтральную позицию относительно присутствия данной функции маркетинга в деятельности, не отметив, однако, отрицательный вариант ответа. Это связано с тем, что сегодня, в условиях нестабильной экономической ситуации для предприятий важным является выживание, а не построение стратегических, долгосрочных планов.

Особенности стратегического планирования также тесно связаны с рыночной позицией, которую занимает и предполагает занять предприятие. С точки зрения рыночной позиции, предприятие может выступать как рыночный лидер, рыночный «искатель» и рыночный последователь. Рыночный лидер определяет качественные и ценовые характеристики продукта, как правило, обслуживает достаточно значительную долю рынка, обладает высоким имиджем среди потребителей и служит рыночным ориентиром для конкурентов. Рыночное лидерство является хорошей базой, как для наступательных, так и для оборонительных стратегий. Рыночный «искатель» не стремится доминировать на всем рынке, что чаще всего связано с недостатком финансовых средств, хотя в равной степени может отражать особый подход в осуществлении агрессивных стратегий по минимизации риска. Рыночный «искатель» пытается реализовать элементы лидерства на отдельных рыночных сегментах, создавая и используя конкурентные преимущества в области отдельных составных частей комплекса рыночных мероприятий. Рыночный последователь старается не отстать от своих конкурентов в формировании основных элементов рыночной политики, хотя ему, как правило, чужды стремления соперничества. Он «отсиживается» за спинами основных конкурентов, довольствуясь имеющейся рыночной долей, ориентируясь на их ценовую, товарную и распределительную политику и комплекс стимулирования. Рыночные последователи редко ставят перед собой агрессивные цели и предпочитают оборонительные стратегии [2, с.160].

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Подобные статьи:

Качество продукции и услуг
Традиционно низкое качество российских товаров есть не следствие национальной неспособности россиян создавать и производить качественную продукцию. Нет никаких серьезных причин, чтобы не усовершенствовать или не создать принципиально новый продукт, отвечающий требованиям рынка. ...

Маркетинговая среда фирмы.
Маркетинговая среда фирмы – совокупность активных субъектов и сил, действующих за пределами фирмы и влияющих на возможности руководства службой маркетинга устанавливать и поддерживать с целевыми клиентами отношения успешного сотрудничества. 1.МИКРОСРЕДА ФИРМЫ. Микросреда – си ...

Виды тестового маркетинга. Области применения, достоинства и недостатки.
Тестовый маркетинг - основной вид полевых экспериментов, который представляет собой реализацию всей или части национальной маркетинговой программы товара в одном или нескольких ограниченных географических регионах. Основные цели тестового маркетинга: 1. Определение восприятия ...