Современная экономика характерна взаимодействием трех основных ее субъектов: производителя, потребителя и государства. >>>
Лицензирование. Определение цены лицензии. Формы платежей.
Лицензия - предоставление прав компетентными юридическими лицами в установленном порядке на определенных условиях.
По лицензии предоставляются права на:
n ввоз-вывоз товара
n использование изобретений, промышленных образцов, товарных знаков, «know-how»
n ведение каких-либо работ
В лицензионном соглашении принимают участие две стороны:
n лицензиар - владелец прав
n лицензиат - пользователь
Лицензионное соглашение - это договор об условиях передачи и использовании сведений.
Виды лицензий
1. Патентные.
2. Беспатентные (не имеющие патентной защиты).
По объему передаваемых прав:
n полные (патентные - на весь срок действия патента)
· исключительные - лицензиар не имеет права сам пользоваться изобретением на территории покупателя лицензии и не имеет права передавать этот интеллектуальный продукт другим лицам для использования на оговоренной территории
· простые
n частичные
Определение цены лицензии
Чтобы оформить лицензионное соглашение необходимо определить цену лицензии.
Цена лицензии - это доля продавца в прибыли покупателя.
ЦЛИЦ=
N
Т
*Т*ПЕД.*
a
,
где
ЦЛИЦ - цена лицензии
NТ - объем продаж
Т - срок действия лицензии
ПЕД.- прибыль с единицы изделия
a - доля лицензиара
1) Структурный метод расчета цены лицензии
Виды затрат |
Доля в |
цене (%) |
ТПН |
ТНП | |
1. Прямые затраты |
40 |
25 |
2. Затраты на хранение, сбыт, администрацию и пр. |
50 |
30 |
3. Прибыль изготовителя |
10 |
5 |
4.Отпускная цена изготовителя |
100 |
60 |
5. Расходы и прибыль продавца |
- |
40 |
6. Цена реализации товара |
100 |
100 |
Пример.
Дано: Sпр.=20 тыс. ед.
NТ=100 тыс. шт. (ТПН)
Определить цену лицензии.
Решение:
1. Цотпускная=20*100/40=50 тыс. ед.
2. Пед.=50*0,1=5 тыс. ед.
3. Плизензиара=0,35*5=1,75 тыс. ед. (при a=35% - обычно a=20-35%)
4. ЦЛИЦ.=1,75*100=175 млн. ед.
2) Паушальная форма расчета цены лицензии.
Паушальная форма расчета предусматривает единовременную выплату цены лицензии, которая не зависит от реального объема освоения и коммерческой реализации объекта лицензирования (сумма выплаты оговаривается непосредственно в лицензионном соглашении).
А) для лицензиара:
где
а - банковская процентная ставка
СRi - цена лицензии с учетом ставки роялти
В) для лицензиата
где
b - ставка для кредита лицензиата
СRi - цена лицензии с учетом ставки роялти
При установлении цены лицензии существуют ограничения:
а) для продавца - доход должен быть больше, чем от других способов освоения рынка
б) для покупателя - прибыль должна быть больше, чем прибыль конкурентов с учетом затрат на лицензию
3) Расчет лицензии на основе ставок роялти.
Данная система предусматривает выплату цены лицензии в виде текущих платежей пропорционально объему использования объекта лицензирования.
, где
i - год соглашения
Ri - ставка роялти
Ставка роялти колеблется в зависимости от вида товара от 1% до 7%. Ставка роялти дифференцируется (изменяется) во времени с целью сохранения пропорции при распределении прибыли между лицензиатом и лицензиаром при изменении цен и объема выпуска.
Сроки действия лицензионного соглашения
¨ 5-7 лет - «know-how», освоение которого не требует больших капитальных вложений, либо товары с коротким жизненным циклом
¨ 7-9 лет - сроки освоения выпуска товара составляют 1,5-2 года
¨ 8-10 лет - длительное производство товара, его освоение, необходимость в больших капитальных вложениях
Подобные статьи:
Праметры товара.
Цифровая фотосъемка производится камерой Kodak DC 280, редакторская правка происходит на компьютере Pentium III-500 c 21-дюймовым монитором, что обеспечивает высокую скорость работы с графическим редактором (Adobe Photoshop) и позволяет клиенту и врачу хорошо видеть картинку на ...
Маркетинговый анализ
Маркетинговый анализ представляет собой процесс получения выводов из собранной и надлежащим образом сгруппированной информации. Анализ имеет две ступени:
констатационные оценки состояния и развития рынка и
объяснение сложившейся ситуации, выявление и моделирование причинно ...
Ціни
на нові товари
Стратегический подход фирмы к проблеме ценообразования частично зависит от этапов жизненного цикла товара. Особенно большие требования предъявляет этап выведения на рынок. Можно провести различие между установлением цены на подлинную новинку, защищенную патентом, и установлени ...