Маркетинг

Страница 4

В идеале, для российских условий в период нестабильности рынка и сложности стратегического планирования необходимо комплексно подходить к решению данных проблем. Но об этом речь пойдет ниже.

Как уже говорилось, выделяемые этапы развития маркетинга условны. Предприятие в своем развитии может проходить через все из них или лишь через некоторые, а может вообще выбрать одну единственную концепцию, которой и будет придерживаться все время.

Что же является предпосылкой эффективного использования того или другого подхода на современных предприятиях?

Чтобы быть конкурентоспособной, организация должна выбрать наиболее эффективную для данного рынка и данного этапа развития национальной экономики систему маркетинга. Для этого существует несколько основных правил.

Производственная концепция является наиболее удачным решением в случае, если:

- спрос резко превышает предложение;

- высокую себестоимость продукции возможно снизить за счет экономии от масштабов;

- цена – основной фактор выбора.

Для внедрения товарного подхода необходимы следующие условия:

- качество – основной фактор выбора;

- высокая эластичность по качеству;

- качество – отличительная черта товара от продукции конкурентов;

- высокотехнологичные и высокоточные товары.

Сбытовая концепция может быть использована в случае, когда:

- товар не пользуется спросом, но имеет определенную ценность для потребителей (страховые услуги);

- необходимо быстро реализовать товарные запасы при смене деятельности или ликвидации организации;

- продукт является стандартным, а на рынке сложилась жесткая конкуренция.

Четвертый подход эффективно реализуется в том случае, если:

- рынок конкурентный и динамичный;

- потребители разбираются в товаре и ищут наиболее оптимальный вариант покупки;

- на рынке часто появляются новинки;

- отсутствие или снижение спроса на продукцию предприятия при устойчивом спросе на аналогичную продукцию конкурентов.

Более наглядно факторы эффективности использования того или иного подхода к организации маркетинга представлены на рис. 4. На схеме изображена область применения каждого из первых трех подходов в разрезе таких рыночных показателей, как ценность или полезность продукта (и с точки зрения потребительских качеств товара, и с точки зрения массовости его использования); эластичность спроса по цене (для первой и третьей концепции) и по качеству (для второй).

Данные концепции и подходы к организации маркетинга отражают этапы развития западных компаний. Но каким же образом происходило и происходит развитие маркетинга в России? Можем ли мы использовать на отечественных предприятиях западные концепции, если да, то как?

При командно-администра­тивной системе хозяйствования предприятиям диктовались практически все показатели производства и сбыта – сверху определялись производимый продукт, цена, рынок, рассчитывались объемы производства и ресурсов. Поэтому практически все маркетинговые функции выполнялись государственными органами, на предприятии осуществлялись лишь отдельные маркетинговые процессы. В связи с этим довольно сложно говорить о существовании в то время какой-то определенной концепции.

С началом перестройки и расцветом кооперации на рынок хлынули новые производители с новыми товарами, рынок открывался все больше и больше, а огромный, дремавший до сих пор спрос порождал не поспевающее за ним предложение и сверхприбыли кооператоров.

Основным фактором успеха организации в то время стал постоянный поиск более эффективных способов производства дефицитных товаров или вывод на рынок нового продукта по доступной цене.

Таким образом, можно утверждать, что деятельность предприятий в конце 80-х – начале 90-х годов строилась по ярко выраженной производственно-ориентиро­ванной схеме.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Подобные статьи:

Реклама
Основною позитивною рекламою нашої фірми, безперечно, будуть відгуки наших клієнтів. Але перш ніж вони будуть взагалі, фірма повинна провести ряд рекламних заходив. Так як організація тільки появилась на ринку, доречно запроваджувати відразу три напрями реклами: інформативний, ...

Анализ коньюктуры отрасли
Развитие отрасли в предыдущие годы В 80-е и начале 90-х годов пивоваренная промышленность в России и СССР была достаточно развита. Удельная доля российского пивоварения составляла половину общесоюзной, а его объем был около 330 млн. дал (декалитров). В результате антиалкогольно ...

Основные цели маркетинговой деятельности.
Возникновение маркетинга тесно связано с возникновением обмена и возникновением рынка. Маркетинг - это работа с рынком ради осуществления обменов, цель которых - удовлетворение человеческих нужд и потребностей. Основу деятельности маркетинга составляют такие занятия, как разра ...