Маркетинг на рынках интеллектуального продукта

Маркетинг » Конcпект по маркетингу » Маркетинг на рынках интеллектуального продукта

Страница 2

Характерной особенностью товарного рынка лицензий является его уни­версальность, органическая связь со всеми отраслями производства.

До того, как приступить к подготовке лицензионного соглашения с парт­нером, продавцу (лицензиару) предстоит проделать значительный объем предварительной работы.

Во-первых, необходимо выявить целесообразность продажи технологии. Так, продажа ее на внешнем рынке может быть обусловлена следующими причинами:

невозможностью или невыгодностью ее реализации на внутреннем рынке-

экономической, политической или иной невозможностью экспорта продук­ции, изготовляемой по данной технологии в потенциальных странах-импор­терах;

большим объемом внутреннего рынка и его слабой насыщенностью.

Во-вторых, следует найти потенциальных покупателей (лицензиатов) за рубежом после принятия местным лицензиаром решения о целесообразности патентования результатов научно-технических разработок и выяснения выгод от их продажи в виде патентной или беспатентной («ноу-хау») лицензии.

Объектом лицензии могут служить любая разработка конструктивного, технологического характера, состав материала или сплава, вещество, методы поиска и добычи полезных ископаемых, способ лечения, методы расчетов, сведения организационного, управленческого, финансового характера, как содержащие, так и не содержащие изобретений, а также промышленные образцы, товарные знаки. Объект должен обладать достаточными технико-экономическими преимуществами по сравнению с имеющимися на рынке.

Рекламирование лицензий существенно отличается от рекламы товарной продукции прежде всего тем, что оно направлено на производителя, а не на потребителя. Важно начать рекламную работу тогда, когда созрели объ­ективные возможности для заключения соглашения и выполнения всех его условий. Преждевременный выход с рекламой может дискредитировать раз­работку, запоздалый — бесполезен.

Для выяснения намерений потенциальных покупателей и уточнения соб­ственных возможностей проводятся предварительные переговоры, встречи технических специалистов

Роялти — лицензионное вознаграждение в виде периодических отчисле­ний (доли от прибыли или суммы продаж продукции, произведенной по лицензируемой технологии). В «чистом» виде или в сочетании с другими видами выплаты встречаются в подавляющем большинстве лицензионных соглашений. При долгосрочных соглашениях применяются дифференцирован­ные ставки, обычно уменьшающиеся с годами. Снижение ставок по мере роста продаж используется для стимулирования лицензиата к расширению производства.

Срок действия лицензионного соглашения зависит от:

· патентной ситуации (срок действия патентов и их надежность в случае запатентованной технологии, степень новизны и вероятность раскрытия «ноу-хау»);

· условий соглашений на аналогичную или близкую продукцию;

· стремления разработчика получать от лицензиата данные об усовершен­ствовании объекта соглашения в период его действия;

· времени, необходимого на освоение лицензии;

· срока морального старения объекта соглашения;

· условий платежа, в том числе заинтересованности лицензиата в продле­нии соглашения при комбинированных платежах.

В практике, сложились три основных вида лицензионных соглашений.

По договору простой лицензии лицензиар разрешает на определенных условиях использовать изобретение или «ноу-хау», оставляя за собой право как самостоятельного использования, так и выдачи аналогичных по условиям лицензий другим заинтересованным лицам.

По договору исключительной лицензии лицензиату представляются ис­ключительные права на использование изобретения или секрета производ­ства в пределах, оговоренных в соглашении. Лицензиар не вправе предостав­лять аналогичные по условиям лицензии другим лицам на территории, в пределах которой лицензиат использует свои исключительные права.

Смысл договора полной лицензии заключается в том, что лицензиар ус­тупает полностью все права на использование изобретения (секретов произ­водства) в течение всего срока действия договора.

Наряду с рынками товаров, капиталов, рабочей силы существует и вза­имодействует с ними обширнейший рынок услуг. Обращающиеся на нем услуги разнообразны и разнородны, в силу чего рынок услуг распадается на более узкие составные рынки.

Общее, что объединяет различные виды трудовой деятельности по ока­занию услуг — это производство таких потребительных стоимостей, которые преимущественно не приобретают овеществленный формы (хотя имеются ис­ключения, как, например, программы для ЭВМ).

Специфика услуг как товаров состоит в следующем.

Во-первых, они производятся и потребляются в основном одновременно и не подлежат хранению. В силу этого услуги обычно базируются на прямых контактах между производителями и потребителями. Поэтому в торговле происходит определенное обособление услуг от овеществленных товаров, ре­ализация которых обычно связана с торговым посредничеством и возмож­ностями хранения.

Страницы: 1 2 3

Подобные статьи:

Контроль качества обслуживания
Легче всего организации сферы услуг выделиться, предложив услуги намного более вы­сокого качества, чем у конкурентов. Как и производители до них, многие отрасли об­служивания уже присоединились к революционному движению за всеобщее качество. В последние годы стали разрабатывать ...

Оценка основных направлений ценообразования предприятия
3.3.1Анализ себестоимости продукции Таблица 3.4 Динамика затрат на один рубль реализованной продукции Год Цена, Себестоимость Затраты на 1 рубль тыс. р. фактическая, тыс. р. фактические 1995 47161 35371 0,75 1996 61388 49110 ...

Разработка опросного листа
При планировании мероприятий, реализующих выбранную маркетинговую стратегию, было решено производить несколько модификаций принтеров HP DeskJet с целью наиболее полного удовлетворения потребностей различных групп потребителей. Для выявления таких групп (сегментирования рынка) н ...