Государственные источники финансирования

Маркетинг » Конкурентоспособность » Государственные источники финансирования

Страница 1

В качестве возможного государственного источника финансирования промышленных предприятий можно рассматривать систему инвестиционных конкурсов Минэкономики РФ. Однако принципы принятия решения о государственной поддержке того или иного предприятия в данной системе противоречат общепринятой практике. Представьте себе, чтобы в США или Великобритании владелец частной фабрики - производитель товаров народного потребления - обратился к правительству с просьбой оказать ему финансовую поддержку на выпуск нового конкурентоспособного образца продукции на том основании, что его проект окупается за 2 года и является очень прибыльным. Кроме удивления со стороны Правительства эта просьба ничего не вызовет. Единственный ответ, на который может рассчитывать его директор: "Если у вас такой прибыльный проект, то обратитесь в банк или к частным инвесторам". В странах с рыночной экономикой созданы все необходимые механизмы коммерческого внебюджетного финансирования: биржи, банки, инвестиционные фонды и т. п. Несмотря на наличие развитой и достаточно эффективно функционирующей системой государственной поддержки предпринимательства, эта поддержка может быть предложена только тем предприятиям, которые по объективным причинам не могут воспользоваться коммерческими источниками финансирования

. В отличие от России, эти страны не могут позволить себе такую роскошь - финансировать из бюджета коммерческие и прибыльные проекты. В нашей стране, несмотря на перманентный бюджетный кризис, практика прямого или косвенного (в виде гарантий по займам) Государственного финансирования коммерческих проектов возведена в ранг Государственной политики. Государственная поддержка должна и может оказываться только тем предприятиям, которые ни при каких обстоятельствах не имеют возможности обеспечить финансирование из внебюджетных источников. Необходимо также отказаться от порочной практики рассмотрения инвестиционных проектов в отдельности от предприятий, которые эти проекты представляют. Анализируя проекты, необходимо оценивать возможность предоставления государственной поддержки предприятию в целом.

К предприятиям, которые по тем или иным причинам не могут обеспечить финансирование из коммерческих источников, а, следовательно, могут претендовать на прямую или косвенную (в виде гарантий) государственную поддержку, должны быть отнесены следующие:

· Предприятия оборонного комплекса (если эти предприятия имеют непреодолимые ограничения на выделение гражданского производства отдельно от военного).

· Значительная часть малых, особенно вновь создаваемых, предприятий.

· Научно-исследовательские учреждения и предприятия, не производящие товарную продукцию, результаты деятельности которых имеют первостепенное значение для Государства с точки зрения сохранения и развития научно-технического потенциала.

· Предприятия, объективно имеющие низкую экономическую эффективность, но производящие социально значимую продукцию, требующую государственных дотаций (например, детское питание, сельского хозяйства, инфраструктуры и т.п.).

· Социально значимые предприятия (например, градообразующие), не способные в существующих условиях обеспечить функционирование с приемлемым для инвесторов уровнем рентабельности, как правило, в связи с избыточностью инфраструктуры.

Существуют три основные причины, ограничивающие возможности привлечения средств из внебюджетных источников для указанных выше категорий предприятий. Во-первых, отсутствие ликвидного обеспечения, которое может быть предложено банкам за коммерческие кредиты. Во-вторых, невозможность обеспечить полное раскрытие финансовой и деловой информации для потенциальных инвесторов (выполнение требования обеспечения "прозрачности"), особенно это касается ряда оборонных и научно-исследовательских предприятий. Без раскрытия информации эти предприятия не могут рассчитывать на привлечение частных инвестиций, особенно иностранных. В-третьих, некоторые из указанных предприятий объективно имеют низкую коммерческую эффективность и не могут сегодня представлять интерес для частных инвесторов без проведения работ по реструктурированию.

Малые предприятия

(венчурные проекты) также нуждаются в Государственной поддержке. Источником частных инвестиций для предпринимателя, решившего начать свое дело, могут служить только его родственники и друзья (непрофессиональные инвесторы). Наши граждане вряд ли располагают достаточным объемом свободных денежных средств, которые могут быть ими инвестированы в совместный риск даже с близкими людьми. Отсутствие ликвидного обеспечения делает также невозможным получение банковских кредитов для подавляющего большинства малых предприятий. Для решения этих проблем практически во всех странах существуют государственные агентства или фонды поддержки малого бизнеса. Эти организации обеспечивают финансирование малого бизнеса на первом, наиболее рискованном, этапе его деятельности. Малый, особенно высокотехнологичный, бизнес не должен рассматриваться в отрыве от проблем большой промышленности. Малые инновационные предприятия в перспективе могут оказаться зародышами ведущих промышленных корпораций.

Страницы: 1 2

Подобные статьи:

Типы рынков и возможности ценовой политики.
Цена - денежная сумма, взимаемая за конкретный товар. Цена - важная составляющая комплекса маркетинга. Цена и объем продаж способствует накоплению ресурсов фирмы. Возможность фирмы влиять на уровень цен определяет тип рынка. Существует 4 типа рынка: 1. рынок чистой конкуренции ...

Критерии оценки информационного бизнеса
Ежегодно американский журнал "Datamation" публикует по итогам деятельности список 100 ведущих компьютерных фирм. Доступность статистических данных для широкого круга пользователей объясняется несколькими причинами. Во-первых, желанием попасть в число ведущих производи ...

Аналiз анкетування
Провiвши детальний аналiз результатiв анкетування, ми вирiшили, що основними i прiоритетними для нас клiєнтами будуть пiдприємцi та бiзнесмени. Опитування проводилось серед працiвникiв державних та приватних установ. Виявилось, що державнi службовцi та керiвники менше потребуют ...