Типы подходов к наблюдению.

Страница 1

Подходы бывают слебующих видов:

1. Реальная или выдуманная ситуация.

2. Открытое или замаскированное наблюдение (пример открытого наблюдения - хронометраж рабочего дня). Недостатки открытого наблюдения - влияние наблюдателя на объект наблюднения.

3. Структурированное против неструктурированного (при структурированном наблюдении необходимо точно определить понятия и категории).

4. Прямое и косвенное наблюдение. Прямое - за конкретным объектом, косвенное - по некоторым косвенным признакам. Косвенное наблюдение обычно ориентированно на результаты наблюдения.

5. Наблюдение над людьми или механизмами (к механизмам относятся видеокамеры, пиплометры и т.п.)

Разработка анкеты

1. Понятие анкеты и задачи разработки анкеты.

2. Алгоритм разработки анкеты.

Анкета - формализованный набор вопросов для получения информации (иногда - план или схема беседы).

Главная задача - уйти от ошибки измерения.

2. Алгоритм разработки анкеты.

1. Предварительное решение

1.1. Формулировка гипотезы, которую необходимо подтвердить (опровергнуть) в результате проведения опроса.

1.2. Какая точно информация требуется?

1.3. Кто в точности является условными респондентами (чем более разнородна аудитория, тем труднее создать анкету).

1.4. Какой метод связи будет использован при работе с респондентами.

2. Решение о содержании вопросов

2.1. Необходим ли этот вопрос? (каждый вопрос должен способствовать получению информации, на основе которой менеджер будет принимать решение). Каким образом использовать данные, полученные с помощью этого вопроса?

2.2. Достаточно ли этого вопроса для получения трубуемой информации (можно ли получить достаточно релевантную информацию).

2.3. В состоянии ли респондент ответить правильно на этот вопрос?

а. Респондент в принципе не знает ответ (несведущий респондент, таких около 8%);

б. Забывчивые респонденты (знал ответ, но забыл его). В этом случае можно использовать телескопирование (приближение к проблеме) или подсказки;

в. Респондент не способен сформулировать ответ.

2.4. Будет ли респондент правильно отвечать на вопрос?

Для вопросов, касающихся личной информации:

а. Краткое объяснение причин, почему такая информация действительно необходима.

б. Вопросы, касающиеся личной информации должны располагаться в конце анкеты.

Для вопросов, касающихся деликатной информации (потребление алкоголя, предпочтения):

а. Компенсирующие утверждения, которые позволяют ответам на деликатные вопросы выглядеть общепринятыми (пример: «Исследования показывают, что многие мужчины используют косметику своих жен для закрашивания синяков. Как часто Вы пользуетесь косметикой?»).

б. Спектр альтернативных вариантов ответа (например, расширение шкалы)

Вопросы, затрагивающие престиж респондента (образование, доход).

Влияние внешних событий (окружающая обстановка может значительно влиять на результат опроса).

3. Решения, касающиеся формулировок вопросов (представление содержания вопросов с помощью слов и фраз в форме, понятной респонденту).

Необходимо одинаковое восприятие вопросов как респондентами так и проводящими опрос.

а. Проверка слов на однозначность воспрятия.

б. Вопросы должны быть как можно проще.

в. Не подталкивают ли используемые в вопросе слова к какому-либо ответу?

г. Все ли альтернативы четко обозначены?

д. Ясно ли сформулированы предложения?

4. Решения, касающиеся формы ответов (зависят от формы посавленных вопросов)

а. Открытый

б. С множественным выбором

в. Дихотомический (Да / Нет (/ Не знаю))

При этом количество положительных и отрицательных альтернатив должно быть равным.

5. Решения о последовательности вопросов

а. Первый вопрос должен быть простым, объективным и интересным

б. Наличие обращения влияет на рейтинг опроса

в. Должен быть логический переход от тем к теме

г. Трудные вопросы должны быть в конце анкеты

д. Внутри каждой темы вопросы должны идти от общих к частным

6. Решения о полиграфическом представлении анкеты (с целью минимизации возможных ошибок)

7. Предварительная проверка и корректировка:

а. Последовательности вопросов

б. Сложности вопросов

в. Инструкций по переходам

г. Как проводить предварительное тестирование? (по схеме предполагаемого опроса)

д. Кто должен проводить предварительное тестирование? (лучше, если сам разработчик анкеты)

е. Какие респонденты должны быть привлеченык предварительному тестированию?

ж. Сколько респондентов должно быть использовано - чем сложнее анкета, тем больше респондентов должно быть привлечено.

Страницы: 1 2

Подобные статьи:

Типы маркетинга в зависимости от состояния спроса.
Маркетинг это управление спросом. В зависимости от состояния спроса различают видов маркетинга: конверсионный (негативный спрос), стимулирующий (спрос отсутствует), креативный (развивающийся спрос), ремаркетинг (падающий спрос), синхромаркетинг (для сглаживания колебаний спроса ...

Система чинників маркетингу.
С точки зрения влияния факторов на фирму различают: 1) микросреду, когда факторы влияют непосредственно; 2) макросреду, когда факторы влияют опосредованно. Факторы микро и макросреды в совокупности называются внешними факторами. С точки зрения влияния фирмы на факторы разли ...

Обеспечение качества и конкурентоспособности товаров и маркетинг
Вопрос 51. Конкурентоспособность и качество, их место в стратегии маркетинга Вопрос 52. Проблемы поддержания качества и конкурентоспособности продукции в рыночных условиях Вопрос 53. Стандартизация и сертификация в системе обеспечения качества и конкурентоспособности . Вопрос ...