Современная экономика характерна взаимодействием трех основных ее субъектов: производителя, потребителя и государства. >>>
Оценка состояния потенциала строительного комплекса и его возможностей осуществления структурной перестройки.
Тенденции изменения ситуации в строительном комплексе в среднесрочной перспективе будут продолжать формироваться под влиянием общего долговременного спада общественного производства, сложившегося в течение предшествующего периода, и его последствий. В последние два года, как известно, наметился рост отдельных важных показателей строительной деятельности, в частности, объемов подрядных работ и объемов проектно-изыскательских работ. Этот рост является отражением имеющей место кратковременной конъюнктурной ситуации в топливно-энергетическом комплексе (в основном, в нефтедобывающей промышленности). Так, из общего прироста объемов подрядных работ за последние два года на долю Тюменской области пришлось 19,5 %, на долю Москвы, где выполняются до 40 % общего объема проектно-изыскательских работ, -39,6 % их прироста (Строительная газета, № 31 и 33 за 2000 г.). Вряд ли можно ожидать продолжения этой конъюнктурной ситуации в ТЭК далее середины 2001г. и ее положительного влияния на строительный комплекс.
Развитие строительного комплекса в перспективе будет определяться накопившимися к началу 2001 года негативными объективными причинами, факторами и условиями, приведшими к потере его научно-технического, производственного и кадрового потенциала.
Так, численность проектировщиков и изыскателей в 1999 г. снизилась до 225 тыс. человек (против почти 620 тыс. чел. в 1990 году), которые разбросаны по более чем 11000 проектных и изыскательских организаций различных форм собственности. Наибольшая их численность приходиться на частные организации – 74 % (1999г.), хотя они производят всего около 33 % проектной продукции (табл.4).
Табл.4
Основные показатели деятельности проектно-изыскательских организаций.
Показатели |
1997г. |
1998г. |
1999г. |
Число организаций |
12038 |
11831 |
11327 |
В том числе по формам собственности: государственная |
617 |
834 |
842 |
частная |
9728 |
8606 |
8414 |
Смешанная российская |
1344 |
1419 |
1095 |
Объем проектно-изыскательских работ (в фактически действовавших ценах), млн.руб., (1997г. –млрд.руб.) |
8007,9 |
7530,9 |
12048,9 |
В том числе по формам собственности, в % к итогу: государственная |
23,7 |
29,9 |
30,6 |
частная |
41,4 |
37,9 |
33,1 |
Смешанная российская |
29,3 |
25,9 |
31,5 |
Численность работающих в организациях, тыс. чел. |
234,4 |
220,5 |
225,2 |
По данным Госстроя России, доля прямых ошибок в проектных решениях, приведших к авариям в строительстве в 2000 году, составила почти 10 % (Строительная газета № 43, 2000г.). По тем же данным, в среднем на 7 объектах из 10 были обнаружены серьезные дефекты. Каждый 20-й объект из проверенных по требованию органов Госархстройнадзора был демонтирован. Затраты на устранение брака (проектного и строительного) составляют в среднем 3-5% от стоимости строительно-монтажных работ, а эксплуатационные затраты на ремонты доходят до 6-8 % (вместо 0,75 –1% по нормам). В 1999 году количество зданий и сооружений, строящихся с критическими дефектами, составило 35%.
В связи с отсутствием спроса на проектную продукцию для сооружения крупных народнохозяйственных объектов (металлургических заводов, химических предприятий, гидроэлектростанций и т.д.), практически прекратили существование целые «Проектные школы» - Гипромез, Гипрокаучк, Гидропроект им. Жука и др. Доля затрат на проектно-изыскательские работы в общем объеме инвестиций в основной капитал в 1999 г. осталась на уровне 1990 года, составляя 1,8 % (в индустриально развитых странах эта доля достигает 5-10% и более в зависимости от характера и сложности стройки).
Подобные статьи:
Управленческое резюме
Маркетинговый план Холдинговой Компании на 2002 год базируется на результатах анализа предприятий холдинга, внутреннего рынка Украины и мировых тенденций потребления металлических изделий.
В настоящее время в Украине насчитывается около 20 промышленных предприятий по производс ...
Позиціювання товару на ринку.
Позиция товара – место, занимаемое данным товаром в сознании потребителей по сравнению с аналогичным конкурирующим товаром.
Позиционирование товара –
способ, в соответствии с которым потребители идентифицируют данный товар по его важнейшим характеристикам.
Райс и Траут 3 вар ...
Производственный план.
5.1. Месторасположение и земля.
Месторасположение предприятия во многих случаях является определяющим для успеха проекта. Руководствуются объективными (климат, инфраструктура и т.д.) и субъективными (личные привязанности, имеющаяся земля и т.д.) факторами.
Особое внимание сл ...