Конкуренция на рынке услуг по предоставлению высшего образования г. Белгорода

Маркетинг » Маркетинг образовательных услуг » Конкуренция на рынке услуг по предоставлению высшего образования г. Белгорода

Страница 1

В настоящее время общероссийский рынок услуг по получению высшего образования быстро развивается и уже достаточно насыщен как государственными, так и негосударственными вузами. Борьба на нем фактически идет за те 15-25, по разным оценкам, процентов студентов, которые в состоянии оплатить сами или при помощи спонсоров собственное обучение. Ведь спрос на образование - это прежде всего, платежеспособная

потребность в образовательных услугах. Доля негосударственных вузов не так уж велика (около 7 процентов обучающихся от общего количества студентов), но если брать в расчет, что большинство студентов государственных вузов обучаются за счет бюджета, то получится, что частные вузы, как правило, переигрывают государственные на маркетинговом поле, поскольку другого выхода у них просто нет. Кроме того, негосударственные вузы сознательно позиционируют себя в нишу гуманитарного образования, в которой их доля составляет почти 15% от общего количества студентов. А по некоторым специальностям, например, "Юриспруденция" даже достигает 40%. Главная причина выбора этой ниши на рынке будет раскрыта ниже.

В расчет необходимо принять и то, что негосударственное образование в России существует всего восемь лет, причем только недавно вузы стали в массовом порядке выдавать дипломы государственного образца, поскольку для получения государственной аккредитации необходимо осуществить первый выпуск обучавшихся, к тому же не ранее, чем через три года после получения лицензии (п.20 ст.33 Закона "Об образовании"). Учитывая длительность процесса получения высшего образования, мы не можем согласиться с высказываемыми другими исследователями предположениями, что рост негосударственных вузов стабилизировался и количество студентов в них вряд ли превысит 10%. Строя новое общество, Россия неизбежно придет и к тем определенным пропорциям в системе высшего образования, которые существуют в странах с рыночной экономикой, где, как известно, доля студентов в негосударственных учреждениях значительно выше. Например, в Латинской Америке, которая ближе к нам по уровню жизни, чем страны Западной Европы и США, она сильно выросла за последние двадцать лет и составляет в среднем 38%.

Разумеется, ведущая роль в возможном приросте доли студентов негосударственных вузов будет зависеть от правильно выбранной маркетинговой политики и стратегии ведения конкурентной борьбы. Те вузы, которые не смогут найти свою нишу и правильно позиционировать свои услуги прекратят существование вообще либо станут филиалами государственными вузов (в прошлом году таковых оказалось четыре).

Пока же с обеих сторон нередко раздаются упреки в некорректной конкуренции (см., например, "Вузовские вести", №3, 1999г, "ВУЗ - это не супермаркет"). С другой стороны, несмотря на формальное равенство учебных заведений, вне зависимости от формы собственности, не секрет, что государственные вузы имеют массу преимуществ. К ним можно отнести: во-первых, гарантированную выдачу диплома государственного образца, который ценится и признается везде в России, во-вторых, бесплатность обучения, в-третьих, финансовую, моральную и иную поддержку местных властей, в-четвертых, значительно большое количество так называемых PR-публикаций в местной, центральной и специализированной прессе. Бывает и так, что региональная администрация ущемляет права негосударственных вузов - поделать что-то с таким произволом почти невозможно.

Поправки к Закону "Об образовании" 1996 года (п.10 ст.41) ограничили для государственных вузов долю студентов по некоторым специальностям, обучающихся на договорной основе до 25% (в основном, юридические и экономические специальности) и теперь, нередко, создаются учебные заведения, учредителями которых выступают государственные вузы. Классическим примером такого создания является история Белгородского института менеджмента, международной аттестации и права, созданной при участии Белгородской государственной технологической академии.

Страницы: 1 2 3

Подобные статьи:

План маркетинга
4.1. Целевая рыночная позиция 4.1.1. Анализ потребителей Для новой услуги ЦНТИ потребность клиента можно определить следующим образом: · исключение каких-либо замечаний со стороны контролирующих государственных органов по поводу деятельности предприятия · обеспечение соотве ...

Маркетинг объектов капитального строительства
Вопрос 131. Анализ спроса на объекты капитального строительства Вопрос 132. Анализ сбытовой деятельности Вопрос 133. Анализ конкуренции на рынках объектов капитального строительства Маркетинг объектов капитального строительства (ОКС) — относительно новое направление, нескол ...

Оценка основных направлений ценообразования предприятия
3.3.1Анализ себестоимости продукции Таблица 3.4 Динамика затрат на один рубль реализованной продукции Год Цена, Себестоимость Затраты на 1 рубль тыс. р. фактическая, тыс. р. фактические 1995 47161 35371 0,75 1996 61388 49110 ...