Конкуренция на рынке услуг по предоставлению высшего образования г. Белгорода

Маркетинг » Маркетинг образовательных услуг » Конкуренция на рынке услуг по предоставлению высшего образования г. Белгорода

Страница 2

Законодательные ограничения на набор студентов на договорной основе преследуют цель обеспечить гражданам возможность получить образование на бесплатной основе, закрепленную в ч.3 ст.43 Конституции РФ. В тоже время они создают хорошие условия для роста негосударственных вузов, которые, как отмечалось выше, стремятся обучать именно тем специальностям, платный набор на которые и ограничен в государственных вузах.

Кроме Современного Гуманитарного Института в городе Белгороде есть еще несколько учебных заведений, которые готовят специалистов с высшим образованием по тому же профилю, что и СГИ. К наиболее известным относятся: Белгородский государственный университет - специальности "Юриспруденция", "Преподавание иностранных языков", "Психология"; Белгородский юридический институт МВД РФ - "Юриспруденция", Белгородский университет потребительской кооперации - "Юриспруденция", "Менеджмент", "Экономика", "Бухгалтерский учет и аудит", "Финансы и кредит", "Мировая экономика"; Московский международный университет бизнеса и информационных технологий - "Юриспруденция", "Менеджмент"; Белгородская государственная сельскохозяйственная академия - "Экономика". Есть также несколько вузов (Московский институт экономики, статистики и информации, Гуманитарно-экономический институт, Институт экономики управления, институт предпринимательства и культуры, уже упоминавшийся Белгородский институт инжиниринга, менеджмента, международной аттестации и права), которые производят подготовку по тем же специальностям, что и СГИ в небольших количествах.

Кроме того, в Белгородском университете потребительской кооперации и Международном университете бизнеса и информационных технологий проводится обучение по специальности "Информационные системы в экономике" (в 2000 году планируется первый выпуск), а в Белгородской государственной технологической академии - по специальности "Программист". Хотя формально специализации на факультете Современного Гуманитарного Университета "Информатика" и не совпадают с ними, однако они рассчитаны на одни и те же группы потребителей на рынке образовательных услуг.

Таким образом, в Белгородском филиале Современного Гуманитарного Института нет ни одной специальности по которой вуз занимал бы монопольное или лидирующее положение на рынке. С одной стороны, это понятно и объяснимо - как только маркетинговые службы различных вузов выясняют, что в той или иной области человеческой деятельности не хватает специалистов, начинается их подготовка. И положения, когда есть спрос на получение образовательных услуг, но нет их предложения в нормальной рыночной экономике не должно существовать. Другое дело, что даже в таких развитых странах, как США, длительное время ощущается нехватка тех или иных специальностей, например, программистов (несколько десятков тысяч ежегодно). Но это, скорее, объясняется быстрыми и практически непредсказуемыми темпами развития информационных технологий и недостаток специалистов компенсируется, с одной стороны, "экспортом" задач в другие страны, а с другой, "импортом" специалистов из этих стран, в том числе и России.

С другой стороны, как будет показано ниже, подготовка специалистов по редким специальностям, занятие своей ниши, является одним из резервов усиления своей позиции на рынке, о чем неоднократно упоминал и ректор Современного Гуманитарного Университета М. П. Карпенко.

Впрочем, СГИ пришел на местный рынок лишь четыре года назад, в то время как местные вузы могли занять лидирующее положение по большинству специальностей, на которые с переходом к рыночной экономике возник ажиотажный спрос. Тем не менее, только в Белгородском филиале СГИ ожидают набора студентов на все специальности в ближайшие два года около 800-900 человек. С нашей точки зрения, общая емкость образовательного рынка города (получение высшего образования) составляет около 5 000 человек, исходя из того, что общее количество выпускников Белгородской области в 1999 году составило почти 13 тысяч человек, в том числе в самом городе и приграничных с ним районах более 5 тысяч человек - получается, что доля Белгородского филиала СГИ, с учетом получающих второе высшее образование не так уж и мала и составит 6-7%.

Страницы: 1 2 3

Подобные статьи:

Цели стимулирования сбыта.
Стимулирование сбыта может пре­следовать многие цели. Выбор зави­сит от того, на кого направлено стиму­лирование (целевых аудиторий). Потребитель, несомненно, обладает наибольшей значимостью. Вся поли­тика маркетинга сводится к воздейст­вию именно на потребителя. Широкий спект ...

Готовность платить за услуги ПОВ
Один из способов измерения готовности населения хранить и тратить наличные деньги — анализ традиционных потребительских предпочтений и привычек, а также постоянных доходов, за счёт ко­торых население покупает услуги. Самой стойкой привычкой у населения, несмотря на введение ва ...

Система маркетингового контролю
Контроль маркетингу – процес виміру і оцінки результатів реалізації планів і стратегії маркетингу. Контроль є завершальною фазою управління маркетингом і першим кроком на шляху планування маркетингу у новій фазі. Контроль дозволяє виявити сильні та слабкі сторони власної маркет ...